В настоящее время появляется большое количество детей с нарушениями зрения – это слепорожденные и рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни. Нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей, как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми различной мере и объеме располагают ослепшие.
Наибольшие трудности в компенсации аномального развития возникают у слепых детей, имеющих отклонения в интеллектуальной деятельности. В таких случаях трудно сказать, что же является доминирующим дефектом – слепота или умственная отсталость. Оба эти дефекта вызваны единой причиной и связаны с серьезными и ранними поражениями ЦНС.
Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных детей с проблемами интеллекта протекает с затруднением.
Первичные нарушения зрения и интеллекта оказывают тяжелейшее двойное влияние на развитие психических процессов, вторично страдающих от этих недостатков. Так на развитие речи оказывает значительное влияние умственная отсталость, задерживая формирование ее обобщающей функции, слепота усугубляет бедность и формальность конкретного ее содержания. Двигательные вторичные нарушения, возникающие при слепоте, накладываются на отклонения движений, обусловленные умственной недостаточностью.
Для устранения трудностей в своей работе я использую игры, которые адаптирую для слепых детей.
Игра позволяет формировать глубокие знания, развивает познавательный процесс.
В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определённой деятельности, которая создаёт ситуацию необходимости знания.
Примеры игр для развития познавательных процессов.
Для развития памяти - игра «Угадай предмет». Можно использовать фрукты, геометрические предметы. Ребёнку дается предмет, разбираются его свойства: форма, поверхность (гладкая или шершавая), твердый или мягкий. После такой работы называется предмет. Аналогичная работа проводится со всеми предметами. Затем называются свойства, дети называют предмет или называется предмет или даётся в руки, а дети его свойства.
Развитие внимания - игра «Что пропало со стола?». Ребёнку даются предметы, для начала 3, в дальнейшем число предметов увеличивается. Ученики рассматривают и называют их. Затем убирается один предмет. Ребёнок называет, какой предмет пропал.
Развитие логического мышления - игра «Что за чем следует?». Оборудование: семена, побег, цветок. Проводится беседа о жизни и размножении растений, рассматриваются семена, побег, цветок. После чего дети показывают, что за чем следует (семена побег цветок).
В заключении, игра позволяет формировать глубокие знания, развивает познавательный интерес, формирует логическое мышление.
Литература:
1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994
2.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998
3.Эльконин Д.Б. Психология игры – М.: Гуманит. Изд.Центр Владос, 1999 |