Текст сообщения (Бу-фест).
...Это вторая моя книга; первая («Владимир. Исторические прогулки по старому городу») - вышла в свет пять лет назад, благодаря издательству «Петра». Это же издательство, в лице его директора, предложило мне написать книгу о Суздале. Я взялась за работу; думала, что справлюсь быстро — за год. И почти сразу впала в недоумение и уныние ...
Дело в том, что современных путеводителей по Владимиру тогда не было; последний вышел в середине 80-х, и был полон жизнеописаниями революционеров (туристов эта тема уже не интересовала). То есть, мне надо было писать другое и о другом, и это было сравнительно легко.
А вот про Суздаль, с того момента, как он стал «городом — музеем» было издано множество книг; тема была востребована. Второй директор суздальского музея, Алексей Дмитриевич, издал три книги; следующий директор, Алиса Ивановна Аксенова — две (насколько мне известно). Суздальский краевед и журналист, Юрий Васильевич Белов, издал путеводитель и книгу «Снимается кино» (о киносъемках в Суздале). К тому же, объемные и солидные книги на эту тему выпускались московскими издательствами; Владимиро- Суздальский музей – заповедник также постоянно выпускал буклеты и книги для туристов. Тема выглядела исчерпанной; вроде бы, все уже было сказано.
Где же был выход для меня? Выход нашелся с том, чтобы написать про людей и для людей. Понятно, что после Воронина и Варганова (последней его книги) – писать об архитектурных памятниках Суздаля было просто бессмысленно. Бессмысленно было писать и о создании и жизни музея – (после Алисы Ивановны). Бессмысленно было после Юрия Белова писать про кино в Суздале… А вот люди, населявшие некогда древний Суздаль, мелькали только во второй книге Варганова – и то очень кратко, фрагментарно.
…И то сказать – чтобы писать о людях, надо представлять себе, как они жили здесь, в разные эпохи… а свидетельств, документов осталось не много. О временах разрухи и хаоса (татаро- монгольское разорение, Смутное время, годы военного коммунизма) – нет почти ничего. Поэтому я прошла самым трудоемким и тупым путем – сначала написала историю Суздаля от основания до 70-х годов ХХ века, страниц этак в 600 (для чего пришлось прочитать и проработать множество всякой литературы – от Карамзина до исторических диссертаций и подшивок местных газет). Потом стала «ужимать» этот фолиант до размеров нормального путеводителя ( в три раза меньше). Чем больше интересных человеческих историй – тем интереснее книга в целом; а интересные истории находятся с трудом. Но, на мой взгляд, они стоят того, чтобы их искать.
Как говорил Маяковский, поэзия – та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды.
…Пока я рылась в пыльных газетных подшивках и краеведческих сборниках, наступил кризис; издательство потеряло интерес к моей книге, и отказалось вкладывать в нее деньги. Но я уже набрала инерцию хода, и такая мелочь меня остановить не могла. А, ерунда; издам за свой счет – решила я; надо ж когда- то начинать. Мешало мне другое – долго не находилась «точка сборки», вокруг которой собралось бы все. Отработка маршрутов по городу – это понятно; каждый из них я прошла с записной книжкой и фотоаппаратом не один раз. Но все же чего- то не хватало…
«Точка сборки» (то есть, свой взгляд на происходившие ранее события) – нашлась за полгода до конца работы, когда в краеведческом отделе библиотеки мне попалась книга суздальского старожила и краеведа Владимира Снегирева. Книга называлась «Память прошлого», и содержала записи Снегирева (суздальского учителя), о временах своего детства. Книга эта была издана родственниками покойного Снегирева, ничтожно малым тиражом – видимо, только для библиотек. Читать эти записи было местами нелегко – автор повторялся, был излишне многословен… Но из его воспоминаний вставал Суздаль начала ХХ века, а семейные предания простирались до века XVIII… Я словно воочию увидела эту жизнь, и для нее сразу нашлось слово. Это была «деревенская цивилизация», очень сложно и целесообразно устроенная. Именно эта цивилизация (сейчас, увы, уже не существующая) – создала свои центры – торговые и ремесленные города Суздаль, Юрьев Польской, Гаврилов Посад… Суздаль был самым ярким, но не был принципиально иным.
А в последующие годы (20, 30, 40, 50 –е) – шло уничтожение этой цивилизации, часто вместе с ее носителями; по подшивке суздальской газеты «Колхозный клич» (позже «Колхозная газета») я могла детально отследить этот печальный процесс. А в начале 60-х, когда в СССР, по примеру других стран, возник массовый туризм – тогда принялись спасать, реставрировать, восстанавливать остатки того, что прежде 30 лет подряд уничтожали… И эта остатки (часто довольно жалкие) – по сей день приносят колоссальные дивиденды, и впредь, надо думать, будут приносить… А если бы здесь сохранилось все, что было в начале ХХ века? Здесь ведь ни Гражданской, ни Отечественной войны не было – только идеологическая борьба с «пережитками прошлого».
Появилась точка зрения на события последних ста лет – и книга быстро «собралась» вокруг нее. Но это не значит, что я критически отношусь (по крайней мере, здесь) только к советскому периоду нашей истории; в дореволюционных источниках мне также не все нравилось – например, создание местных святых из не самых достойных личностей..
…Мне пришлось критически отнестись ко многим известным людям (хотя при редактуре книги меня и уговаривали «писать нейтрально»). Ну, нейтрально и без меня многие напишут: люди при должности обычно не хотят рисковать своим положением. А я, хотя никогда не ставлю целью непременно обругать того или иного деятеля – если я вижу, что официальная легенда сильно расходиться с реальными фактами его жизни, не могу сделать вид, будто бы ничего не замечаю. Строить на лжи, на мой взгляд, неверно в принципе (из-за этого неверного подхода и советская идеология рухнула в одночасье). Так что, в это книге мне пришлось критически отнестись к житию святого Евфимия, святой Ефросинии, Арсения Элласонского; а еще к житию местного революционера и ученого Алексея Гастева (жанр тот же – агиография, то есть – ничего плохого говорить о нем было нельзя). Пришлось мне также критически отнестись к легенде о втором директоре суздальского музея, Алексее Дмитриевиче Варганове – к той легенде, которую отставной директор музея в последние годы творил вокруг себя.… Как видите, список получился весьма разнородный (кого-то я, наверно, я просто забыла упомянуть).
А чтобы вам было понятнее, о чем я сообщала, предлагаю под конец посмотреть самые красивые виды Суздаля, которые мне удалось снять
Ведь Суздаль – один из красивейших русских городов; далеко не все его архитектурные сокровища сохранились в ХХ веке, но тем, что осталось, мы по праву можем гордиться.
Сбитнева Инна Станиславлавовна, учитель, краевед.
|