Среда, 22.11.2017, 19:24


Сайт школы-интерната 

г. Владимира для слепых и слабовидящих детей 

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для слепых и слабовидящих детей»
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Новости школы-интерната 4 вида [126]
Новости сайта [7]
Разное [2]
Поиск по сайту
Microsoft Translat
Форма входа

погода Владимир
Наш опрос
Кто вы?
Всего ответов: 29
Счётчик
RevolverMaps
 Волкова Елена Александровна
фото

Волкова Елена Александровна

Должность: учитель биологии и химии.

Стаж работы: 20 лет

Категория: высшая

Образование: высшее.

Окончила: ВГПИ им.Лебедева-Полянского, естественно-географический факультет; специальность учитель географии и биологии.

E-mail:

*

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида города Владимира для слабовидящих детей»

Программа факультативного курса по биологии

«Тайны генетики»

Разработана:

Волковой Еленой Александровной,

учителем биологии и химии

Владимир 2012г.


Программа факультативного курса

«Тайны генетики»

Пояснительная записка.

   Данный факультативный курс предназначен для учащихся 11- 12 класса ГКСОУ  ВО  «Школа – интернат IV вида г. Владимира», который направлен на расширение знаний по общей биологии. Предлагаемая программа составлена на основе уже имеющихся программ Т.В. Коноваленко «Тайны генетики», О.В. Лагуновой «В мире генетики» с учетом особенностей контингента учащихся, специфики, целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением.

   Разделы программы «Генетика», «Молекулярная биология», «Закономерности наследственности и изменчивости» являются достаточно сложными для понимания учащимися в школьном курсе изучения биологии. Исходя из особенностей познавательной деятельности учащихся и с учетом их патологии зрения, для облегчения усвоения теоритического курса этих разделов общей биологии легче всего осуществляется через  решение типовых и нестандартных задач. Данные задачи позволяют учащимся лучше понять и запомнить учебный материал, развивают логическое и творческое мышление школьников, дают возможность осуществлять личностно- ориентированное обучение детей. Практические умения и теоретические знания являются мотивационной основой для обучения биологии и профориентации учащихся.

   Цель курса -  усвоение сложных разделов общей биологии через создание здоровьесберегающей, многофункциональной коррекционно - развивающей среды, обеспечивающей развитие личностных качеств детей с патологией зрения, способствующей их успешной социализации в современном обществе. 

Задачи:

- усвоение знаний по основным разделам школьной программы по общей биологии: «Генетика», «Молекулярная биология», «Закономерности наследственности и изменчивости»;

- формирование умений и навыков осмысления знаний, основанных на правилах и законах наследственности, изменчивости;

- развитие биологического мышления, предполагающего установление причинно-следственных связей, системному анализу, прогнозированию результатов.

Основными методами обучения можно назвать частично-поисковые и проблемные.

   Наиболее приемлемыми  формами занятий являются работа в мини группе, индивидуальная работа с источниками информации, круглый стол по проблемным вопросам.

   Основная роль учителя заключается в помощи поиска  и коррекции необходимой информации для успешного усвоения учащимися теоретических знаний и развития практических     навыков.

   Контроль знаний учащихся производится в форме тестирования по изученной теме с дальнейшим анализом результатов и в ходе работы на занятиях путем составления таблиц, схем и решения задач.

   Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и должен быть реализован в течение одного учебного года.

   Учащиеся должны знать:

- основные правила и закономерности наследственности: законы  Г. Менделя; взаимодействие аллельных генов; независимое наследование; наследование признаков, связанных с полом.

- хромосомную теорию наследственности и методы её изучения;

- закономерности изменчивости организмов: мутации, норма реакции, модификации;

- наследование в популяциях.

   Учащиеся должны уметь:

- применять цитологические знания для раскрытия сущности законов наследования;

- давать характеристику типам скрещивания, приводить их примеры;

 - применять знания генетических законов для объяснения биологических процессов;

- пользоваться биологической терминологией и символикой;

- решать и оформлять генетические задачи;

- работать с различными источниками информации (биологической литературой, справочниками, интернетом).

Содержание курса.

Введение. Предмет, задачи и цели изучения данного курса. 

Тема 1. Цитологические основы размножения.

Митоз. Кариотипы. Строение хромосом. Мейоз. Гамето- и сперматогенез. Оплодотворение.

Тема 2. Закономерности наследования.

Моногибридное, дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование и кроссинговер.

Тема 3. Закономерности наследственности и изменчивости, методы изучения генетики человека.

История исследования генетики человека. Сцепленное наследование генов у человека. Генетика пола. Наследственность и среда жизни. Типы изменчивости у человека. Близнецовый, цитогенетический, антропогенетический методы.

Тема 4. Роль генетики в современном мире.

Генная и клеточная инженерия. Биотехнология – наука будущего. Трансгенные организмы: «за» и «против». Генномодифицированные продукты питания.

Тема 5. Изменчивость и методы её изучения.

Мутационная изменчивость. Хромосомные перестройки. Геномные мутации (полиплоидия).  Модификационная изменчивость.

Тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во

часов

Форма занятия

1.

Введение

Цитологические основы размножения.

1

9

Лекции учителя с элементами беседы и самостоятельной работы.

Круглый стол.

Решение задач и проблемных вопросов.

 2.

Закономерности наследования.

9

Лекции и оформление генетических задач.

Работа в группах. Индивидуальная работа.

 3.

Закономерности наследственности и изменчивости, методы изучения генетики человека.

7

Круглый стол.

Работа в группах. Индивидуальная работа с учащимися.

Лекции, с использованием сообщений учащихся.

 4

 Роль генетики в современном мире.

2

Лекция учителя с элементами самостоятельной работы учащихся.

 5

Изменчивость и методы её изучения.

4

Лекция учителя с элементами беседы и работа в группах.

Резервное время - 3 часа. Оно  может быть использовано для дополнительного изучения интересующих тем, контроля знаний учащихся, дидактических игр.



Список литературы

1.        Аграментова Л.А. О составлении и использовании генетических задач. Биология в школе, №6, 1990. с. 37-38

2.        Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999.

3.        Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство ACT», 2000

4.        Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая гвардия, 1978

5.        Биология для поступающих в ВУЗы. Под ред. В.Н. Ярыгина. М., Высшая школа. 1997.

6.        Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике,М. «Просвещение»,1979.

7.        Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Биология: Общая биология: Учебн. для 10х кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.

8.        Каминская Э.А. Сборник задач по генетике. – М.: Высшая школа, 1977.

9.        Кисилева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. М., Просвещение, 1983.

10.     Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов В.Г., Максимов А.Г. Краткий словарь генетических терминов. – М.: Вузовская книга, 2001.

11.     Муртазин Г.М. Иллюстрированные карточки – задания по генетике. Биология в школе, №1. 1998, с. 48-54.

12.     Нейфах А. Клеточные и генетические основы биотехнологии. – М.: Знание, 1987

13.     Песецкая Л.Н., Гончаренко Г.Г., Острейко Н.Н. Сборник задач по генетике.

14.     Попов Б.Е. За семью замками наследственности. – М.: Агропромиздат, 1991.

15.     Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

16.     Хелевин Н.В., Лобанов A.M., Колесова О.Ф. Задачник по общей и медицинской генетике. – М.: Высшая школа, 1984.

17.     Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье // «Биология в школе». 2001. № 5.


shkola-internat4vid © 2017
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Облако тегов
Школа-интернат
школа

1895г.--2017г.


Яндекс.Метрика Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Rambler's Top100
Besucherzahler russian ladies
счетчик посещений

При использовании материалов сайта ссылка на  http://shkola-internat4vid.narod.ru  обязательна.

Хостинг от uCoz