А.И. Сперанская,
учитель физической
культуры ГКОУ ВО «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
г. Владимира для слепых и
слабовидящих детей»,
г. Владимир, Россия
"Коррекция зрительного анализатора у школьников с
депривацией зрения в процессе физического воспитания"
Аннотация: данная статья посвящена
охране и развитию остаточного зрения у слабовидящих школьников.
Ключевые
слова: депривация, дисфункция, коррекция, физическое
развитие, физическое воспитание, остаточное зрение, анализатор, физическая
культура…
Abstract: this article is devoted to the protection and
development of residual vision of the visually impaired schoolchildren.
Keywords: deprivation, disfunction, correction, physical
development education, culture, analyzer, residual vision.
На современном этапе развития системы
воспитания и обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
существенно повышается значение совершенствования качества физического,
трудового, нравственного воспитания и обучения, их социализации.
Физическое воспитание слабовидящих имеет
свои специфические особенности, обусловленные как нарушением функций зрения,
так и вторичными отклонениями в физическом и психическом развитии [4, с.3].
Совершенствование системы физического воспитания детей с нарушениями зрения
является одной из важных задач в свете реформ специального образования. Для
слабовидящих детей физическое воспитание является одним из важнейших средств
всестороннего развития и подготовки их к активной, самостоятельной общественно
полезной деятельности. Для школьников с депривацией зрения правильное
физическое развитие, овладение двигательными умениями и навыками осуществляется
одновременно с решением коррекционных задач.
При глубоком или незначительном нарушении
зрения страдают прежде всего сенсорные функции: затрудняется ориентировка в
пространстве, ухудшается контроль за движениями, отмечаются нарушения
координации и точности движений. Поэтому одной из главных коррекционных задач
при реализации физического воспитания в школах для слабовидящих является охрана
и развитие остаточного зрения [3, с.3].
При подборе средств физического
воспитания следует учитывать, что при некоторых видах нарушения зрения
использование отдельных упражнений противопоказано. В связи с этим дети с
депривацией зрения отнесены к двум группам: 1) – имеющие близорукость с
изменением глазного дна, подвывих хрусталика, косоглазие (противопоказаны
статические упражнения, со значительными отягощениями, прыжки в высоту, длину,
соскоки, наклоны вперёд, стойки на плечах, голове, руках, длительный бег, лыжи,
коньки, метания, упражнения на гимнастических снарядах); 2) - дальнозоркость, альбинизм, атрофия
зрительного нерва (рекомендованы все упражнения, предусмотренные программой).
Стоит учитывать, что выполнение упражнений на выносливость, силовых и
скоростно-силовых нагрузок до значительного снижения мышечной работоспособности
сопровождается ухудшением состояния зрительных функций, а выполнение
индивидуально дозированных физических нагрузок до максимальной мышечной
работоспособности способствует улучшению состояния зрительного анализатора.
Поэтому дозировка физических упражнений для школьников 1 и 2 групп ведётся с
учётом пола, возраста и степени депривации.
Школьники с нарушением зрения нуждаются
в коррекционной направленности, которая учитывает следующие аспекты:
особенности индивидуального развития школьника, сохранение остаточного зрения,
щадящий режим зрительной нагрузки, специальные упражнения для глаз в течение
урока, рациональное чередование физической нагрузки и отдыха. Материал,
накопленный в настоящее время, свидетельствует о положительном воздействии
определённых физических упражнений на зрительные дисфункции [6, с.86]. Мы
должны помнить, что не все виды физических упражнений дают положительный
результат. Например, занятия с поднятием тяжестей способствуют увеличению
внутриглазного давления. Поэтому к данным физическим упражнениям нужно
подходить с большой осторожностью для сохранения функций зрительного
анализатора.
Мощным средством восстановления
зрительных дисфункций у слабовидящих детей являются дозированные и
целенаправленные физические упражнения. Ведь если мышцы выполняют физическую
нагрузку, то и орган зрения тоже её получает, а значит, повышает и свою
работоспособность [3, с.18].
Большие нагрузки опасны для функции
зрения, а малые не дают желаемого эффекта [2, с.60]. Поэтому очень важно при
занятиях с детьми данной группы использовать дозированные физические нагрузки.
Их недостаток приводит к ухудшению физического развития и усугубляет работу
зрительного анализатора. Занятия со слабовидящими школьниками должны строиться
на основе теории и методики физического воспитания, дидактических принципах и
общих основ лечебной и адаптивной физической культуры. Только в том случае,
если постоянно за детьми будет осуществляться педагогический и врачебный
контроль (со стороны врача-офтальмолога), сможем достичь положительных
результатов.
Для восстановления зрительного
восприятия используют три группы специальных упражнений:
- направленные на работу функций зрительного
анализатора (определить различные расстояния «на глаз»), которые оказывают
прямое воздействие на орган зрения и улучшают отдельные его функции;
-
способствующие повышению работоспособности всех физиологических систем и
всестороннему физическому развитию, т.е. улучшается иннервация и кровоснабжение
зрительного органа, что положительно влияет на состояние зрительных функций;
-
направленные на повышение работоспособности глазодвигательного аппарата.
Для развития зрительного восприятия у
школьников с депривацией зрения существуют различные методы и средства [1, с.9]:
а)
для развития пространственного восприятия
(определить название и высоту предметов,
расположенных на достаточно дальнем расстоянии; игра «Кто больше увидел»);
б)
для зрительно-моторных реакций (ответная
реакция на заранее известный раздражитель: игра «Кто быстрее»);
в)
для центрального и периферического
зрения (надеваются очки в виде трубочки, чтобы видеть предметы только в
поле центрального зрения, и в центре стёкол приклеивается наклейка, где видны
предметы вне поля зрения);
г)
комплекс упражнений при близорукости
(по Э.С. Аветисову);
д) для глазодвигательного аппарата (специальные
упражнения).
При развитии и использовании остаточного
зрения целесообразно сочетать специальные и общеразвивающие упражнения, которые
формируют зрительные представления, тренируют и сохраняют зрительные функции
глаза.
Коррекционная
направленность на уроках физической культуры имеет огромные возможности для
развития зрительного анализатора. Особое внимание следует уделять сочетанию
сохранных анализаторов (зрительного, тактильного и слухового), так как они
одновременно возбуждают двигательную зону коры головного мозга, что вызывает не
только результативность урока, но формирует чувства уверенности и
удовлетворённости от возможности самостоятельно двигаться [6, с.69].
Библиографический
список
1. Азарян Р.Н. Физическое воспитание
слепых и слабовидящих школьников в режиме дня // учебное пособие. – М.: «ВОС»,
1987. - С.112
2. Здоровье, физическая культура, спорт,
молодёжная политика в ХХI веке (традиции и инновации) материалы
межрегион.заоч.науч.конф. /Редкол. Карпушко Н.А. (Отв. Ред., Гриневич С.Ф.,
Воробьёв Н.С.). - Владимир: ООО «ВИТ-
принт», 2010. - С.171
3. Кручинин В.А., Зеленов А.А.
Физическое воспитание детей в специальных школах //сб. материалов. -Горький,1985.
- С.96
4. Сермеев
Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей // учебное пособие. - М.:
«Просвещение», 1983. - C.96
5. Сермеев
Б.В., Кручинин В.А. Коррекционная работа по физвоспитанию в школах слабовидящих
// метод, рекомендации. - Горький: ГПИ
им.М.Горького, 1985. - С.30
6. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной
физической культуры / М.: «Советский спорт», 2004. - С.463
|