Вторник, 19.03.2024, 09:25


Сайт школы-интерната 

г. Владимира для слепых и слабовидящих детей  

"неофициальный"

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для слепых и слабовидящих детей»
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Новости школы-интерната 4 вида [285]
Новости сайта [14]
Разное [5]
Поиск по сайту
Форма входа

погода Владимир
Наш опрос
Кто вы?
Всего ответов: 38
Счётчик
 Коррекция зрительного анализатора у школьников с депривацией зрения в процессе физического воспитани

 

      А.И. Сперанская,

учитель физической культуры ГКОУ ВО «Специальная 

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

 г. Владимира для слепых и слабовидящих детей», 

   г. Владимир, Россия

 

 

"Коррекция зрительного анализатора у школьников с

депривацией зрения в процессе физического воспитания"

 

Аннотация: данная статья посвящена охране и развитию остаточного зрения у слабовидящих школьников.

Ключевые слова: депривация, дисфункция, коррекция, физическое развитие, физическое воспитание, остаточное зрение, анализатор, физическая культура…

Abstract: this article is devoted to the protection and development of residual vision of the visually impaired schoolchildren.

Keywords: deprivation, disfunction, correction, physical development education, culture, analyzer, residual vision.

 

На современном этапе развития системы воспитания и обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) существенно повышается значение совершенствования качества физического, трудового, нравственного воспитания и обучения, их социализации.

Физическое воспитание слабовидящих имеет свои специфические особенности, обусловленные как нарушением функций зрения, так и вторичными отклонениями в физическом и психическом развитии [4, с.3]. Совершенствование системы физического воспитания детей с нарушениями зрения является одной из важных задач в свете реформ специального образования. Для слабовидящих детей физическое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего развития и подготовки их к активной, самостоятельной общественно полезной деятельности. Для школьников с депривацией зрения правильное физическое развитие, овладение двигательными умениями и навыками осуществляется одновременно с решением коррекционных задач.

При глубоком или незначительном нарушении зрения страдают прежде всего сенсорные функции: затрудняется ориентировка в пространстве, ухудшается контроль за движениями, отмечаются нарушения координации и точности движений. Поэтому одной из главных коррекционных задач при реализации физического воспитания в школах для слабовидящих является охрана и развитие остаточного зрения [3, с.3].

При подборе средств физического воспитания следует учитывать, что при некоторых видах нарушения зрения использование отдельных упражнений противопоказано. В связи с этим дети с депривацией зрения отнесены к двум группам: 1) – имеющие близорукость с изменением глазного дна, подвывих хрусталика, косоглазие (противопоказаны статические упражнения, со значительными отягощениями, прыжки в высоту, длину, соскоки, наклоны вперёд, стойки на плечах, голове, руках, длительный бег, лыжи, коньки, метания, упражнения на гимнастических снарядах);  2) - дальнозоркость, альбинизм, атрофия зрительного нерва (рекомендованы все упражнения, предусмотренные программой). Стоит учитывать, что выполнение упражнений на выносливость, силовых и скоростно-силовых нагрузок до значительного снижения мышечной работоспособности сопровождается ухудшением состояния зрительных функций, а выполнение индивидуально дозированных физических нагрузок до максимальной мышечной работоспособности способствует улучшению состояния зрительного анализатора. Поэтому дозировка физических упражнений для школьников 1 и 2 групп ведётся с учётом пола, возраста и степени депривации.

Школьники с нарушением зрения нуждаются в коррекционной направленности, которая учитывает следующие аспекты: особенности индивидуального развития школьника, сохранение остаточного зрения, щадящий режим зрительной нагрузки, специальные упражнения для глаз в течение урока, рациональное чередование физической нагрузки и отдыха. Материал, накопленный в настоящее время, свидетельствует о положительном воздействии определённых физических упражнений на зрительные дисфункции [6, с.86]. Мы должны помнить, что не все виды физических упражнений дают положительный результат. Например, занятия с поднятием тяжестей способствуют увеличению внутриглазного давления. Поэтому к данным физическим упражнениям нужно подходить с большой осторожностью для сохранения функций зрительного анализатора.

Мощным средством восстановления зрительных дисфункций у слабовидящих детей являются дозированные и целенаправленные физические упражнения. Ведь если мышцы выполняют физическую нагрузку, то и орган зрения тоже её получает, а значит, повышает и свою работоспособность [3, с.18].

Большие нагрузки опасны для функции зрения, а малые не дают желаемого эффекта [2, с.60]. Поэтому очень важно при занятиях с детьми данной группы использовать дозированные физические нагрузки. Их недостаток приводит к ухудшению физического развития и усугубляет работу зрительного анализатора. Занятия со слабовидящими школьниками должны строиться на основе теории и методики физического воспитания, дидактических принципах и общих основ лечебной и адаптивной физической культуры. Только в том случае, если постоянно за детьми будет осуществляться педагогический и врачебный контроль (со стороны врача-офтальмолога), сможем достичь положительных результатов.

Для восстановления зрительного восприятия используют три группы специальных упражнений:

-  направленные на работу функций зрительного анализатора (определить различные расстояния «на глаз»), которые оказывают прямое воздействие на орган зрения и улучшают отдельные его функции;

- способствующие повышению работоспособности всех физиологических систем и всестороннему физическому развитию, т.е. улучшается иннервация и кровоснабжение зрительного органа, что положительно влияет на состояние зрительных функций;

- направленные на повышение работоспособности глазодвигательного аппарата.

Для развития зрительного восприятия у школьников с депривацией зрения существуют различные методы и средства [1, с.9]:

а) для развития пространственного восприятия (определить название и высоту  предметов, расположенных на достаточно дальнем расстоянии; игра «Кто больше увидел»);

б) для зрительно-моторных реакций (ответная реакция на заранее известный раздражитель: игра «Кто быстрее»);

в) для центрального и периферического зрения (надеваются очки в виде трубочки, чтобы видеть предметы только в поле центрального зрения, и в центре стёкол приклеивается наклейка, где видны предметы вне поля зрения);

г) комплекс упражнений при близорукости (по Э.С. Аветисову);

д) для глазодвигательного аппарата (специальные упражнения).

При развитии и использовании остаточного зрения целесообразно сочетать специальные и общеразвивающие упражнения, которые формируют зрительные представления, тренируют и сохраняют зрительные функции глаза.

Коррекционная направленность на уроках физической культуры имеет огромные возможности для развития зрительного анализатора. Особое внимание следует уделять сочетанию сохранных анализаторов (зрительного, тактильного и слухового), так как они одновременно возбуждают двигательную зону коры головного мозга, что вызывает не только результативность урока, но формирует чувства уверенности и удовлетворённости от возможности самостоятельно двигаться [6, с.69].

  

        Библиографический список

 

          1. Азарян Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня // учебное пособие. – М.: «ВОС», 1987. - С.112

           2.   Здоровье, физическая культура, спорт, молодёжная политика в ХХI веке (традиции и инновации) материалы межрегион.заоч.науч.конф. /Редкол. Карпушко Н.А. (Отв. Ред., Гриневич С.Ф., Воробьёв Н.С.). -  Владимир: ООО «ВИТ- принт», 2010. - С.171

            3. Кручинин В.А., Зеленов А.А. Физическое воспитание детей в специальных школах //сб. материалов. -Горький,1985. - С.96

           4. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей // учебное пособие. - М.: «Просвещение», 1983. - C.96

           5. Сермеев Б.В., Кручинин В.А. Коррекционная работа по физвоспитанию в школах слабовидящих // метод, рекомендации. -  Горький: ГПИ им.М.Горького, 1985. - С.30

           6. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / М.: «Советский спорт», 2004. - С.463

 

 

 


shkola-internat4vid © 2024
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Школа-интернат
школа

1895г.--2023г.


Яндекс.Метрика  
Besucherzahler russian ladies
счетчик посещений

При использовании материалов сайта ссылка на  http://shkola-internat4vid.narod.ru  обязательна.

Хостинг от uCoz