Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья « специальная (коррекционная) образовательная школа-
интернат IV вида города Владимира для слепых и слабовидящих детей»
Рассмотрено Утверждаю
педсовет пр. №_ Директор школы: В.А. Бородулин
от______ 2015 г. приказ №_________ от______ 2015 г
секретарь
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья « Специальная (коррекционная)
образовательная школа - интернат IV вида города
Владимира для слабовидящих детей»
срок реализации программы - 4 года
г. Владимир - 2015 год
I Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — Стандарт), определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: слепых, слабовидящих, со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ). Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Стандарт является основой для:
разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
определения требований к условиям реализации АООП НОО, в том числе на основе индивидуального учебного плана;
определения требований к результатам освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ;
разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся; осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации; разработки основных профессиональных образовательных программ и' дополнительных профессиональных программ, аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности;
создание специальных условий для получения образования*(4) в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до пяти лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных
потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту (таблицы №1, №2).
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разработана на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни'ребёнка, связанный:
•с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
•с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
•с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
•с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
•с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
•с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): * центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
*развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
•личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
•метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
•предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счет реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
•воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновацибннои экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
•переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
•ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
•признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
•учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
•обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
•разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного содержит следующие разделы:
Целевой
•пояснительную записку;
•планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
•учебный план образовательного учреждения;
Содержательный
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО
содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и
предметных результатов) в соответствии с приложениями NN 1 - 8 к настоящему
Стандарту:
•программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
•программы отдельных учебных предметов, курсов;
•программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
•программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
•программу коррекционной работы;
образовательной программы начального общего образования программу внеурочной деятельности.
Организационный:
•учебный план образовательного учреждения.
Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее - Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО.
Система специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями стандарта.
Разработанная основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:
•достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
•выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждении дополнительного образования детей;
•организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
•участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
•использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
•возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
•включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
Важным компонентом в системе работы коллектива по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в условиях школы - интерната являются разработанные учителями начальных классов на основе принципов здоровьесбережения и личностно - ориентированного подхода, апробированные программы по коррекционным курсам «Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения», «Развитие мимики и пантомимики», «Развитие осязания и мелкой моторики».
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Данные программы включают психолого — педагогические приёмы и методы коррекционной работы, которые реализуются с помощью предлагаемых наглядных и практических средств коррекции.
Полную версию документа "Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования." [ Скачать с сервера (615.1Kb) ]
Скачивание доступно зарегистрированным пользователям.