Сбитнева Инна Станиславовна, учитель
коррекционных дисциплин. (Развитие осязания и мелкой моторики), владимирский
краевед.
…Прежде всего, хочу заметить, что
наша школа – одна их старейших и наиболее почтенных учебных заведений
города Владимира; ей уже больше 120 лет. Училище для слепых детей в Стрелецкой, или
Солдатской слободе было открыто еще в 1895 году, тогда – в частном доме в 1900 году здесь, на средства мануфактур –
советника и купца 1 гильдии Александра
Лукича Лосева, было выстроено каменное здание школы, и корпус для проживания
учителей. В советское время, почти каждый директор школы – интерната считал
своим долгом и необходимостью пристроить к школе новый корпус; и сейчас размеры школы в два с половиной раза
больше первоначальных. (Последняя
пристройка – просторная и светлая столовая – была десять лет назад.) И то сказать – число учеников увеличилось, с
первоначальных 30, до 150 человек.
..Все эти годы, кроме двух – трех лет гражданской
войны, школа работала без перерывов. Классы здесь небольшие (для слабовидящих – до 12 человек, незрячие –
5- 6), учителя и воспитатели работают по много лет (иные и до пенсии). Случайных людей здесь
нет; возможно, благодаря этому, в школе поддерживается теплая, почти семейная
обстановка. И это было первое, что я ощутила, придя работать сюда, из Дворца
Творчества Юных.
Кстати
– солидный возраст школы не означает, что ее работники чураются технических новшеств, и пример нашего
времени. В школе есть хороший компьютерный класс, классы с интерактивным
обучением, интересный и часто посещаемый школьный сайт, где можно узнать о
многом – и в том числе, увидеть многочисленные школьные праздники.
Так как наша школа – не просто школа, в
специализированная школа – интернат, то дети остаются здесь и во второй
половине дня. Кроме обязательного отдыха, прогулок, приготовления уроков – в
это время они посещают разные коррекционные занятия. В первую очередь, это
занятия музыкой: школьный хор, обучение
игре на разных музыкальных инструментах (фортепиано,
аккордеон, гитара, синтезатор, ударные, народные инструменты). Есть специально
оборудованные музыкальные классы, класс для занятий ритмикой и хореографией. Для незрячих детей это начало их
профессиональной подготовки. У остальных – многое, если не все, зависит от их
способностей и прилежания. Ребята не только выступают на школьных концертах, но
и успешно принимают участие в различных конкурсах и фестивалях (городских,
областных, межрегиональных и даже международных). При том, каждый ученик
имеет возможность проявлять себя в любимом жанре. К их услугам:
фольклорный хоровой коллектив «ТИМОШКИ», старший и младший состав, ансамбль
детских музыкальных инструментов «Колокольчик», вокально – инструментальный
ансамбль «Взлет», для старшего школьного возраста.
Другие
коррекционные занятия – это развитие осязания и мелкой моторики. Это авторская
программа, предназначенная как для слепых и слабовидящих, так для детей с
сохранным зрением (такие в нашей школе тоже есть). Занятия включают в себя
декоративное рисование, лепку из глины и других материалов, шитье мягкой
игрушки, работу с трафаретами. Занятия рисованием и другими видами искусств
помогают детям выразить себе, развить творческие способности, преодолеть те или
иные детские травмы. ( Что известно уже не менее 200 лет – занятия рисованием и
музыкой входили в учебную программу первого Воспитательного дома, устроенного в
России Екатериной II).
Ну
и, конечно, в школе есть занятия по лечебной физкультуре, и зал, оборудованный
тренажерами. Незрячим детям такие занятия необходимы; а остальные дети
физкультуру просто любят.
Так
как все коррекционные занятия в школе абсолютно бесплатны, и подразумевают индивидуальный подход – то для учеников школы
такие занятия могут стать «путевкой во взрослую жизнь» (что часто и случалось).
Как минимум, они помогают выявить и развить способности детей; в дальнейшем, во
взрослой жизни, эти способности могут стать если не профессией, то любимым
увлечением, хобби.
И
последнее. Многочисленные школьные праздники готовят сами дети, вместе со
своими воспитателями, и музыкальным руководителем. Как давно уже известно,
любительский театр реально помогает детям избавится от комплекса
неполноценности, повысить свою самооценку,, научиться правильно общаться и
взаимодействовать со своими
сверстниками… Ну и, конечно, эти праздники
приносит много радости как детям, так и взрослым.
1. Слепой или слабовидящий ребёнок в школе. 2. Где учиться слепым и слабовидящим детям.
|