Среда, 24.04.2024, 08:18


Сайт школы-интерната 

г. Владимира для слепых и слабовидящих детей  

"неофициальный"

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для слепых и слабовидящих детей»
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Новости школы-интерната 4 вида [291]
Новости сайта [14]
Разное [5]
Поиск по сайту
Форма входа

погода Владимир
Наш опрос
Как вы нашли наш сайт?
Всего ответов: 16
Счётчик
 Сообщение для родителей и учителей
Сбитнева Инна Станиславовна, учитель школы-интерната г. Владимира для слепых и слабовидящих детей.

 


Сбитнева Инна Станиславовна, учитель  школы-интерната г. Владимира для слепых и слабовидящих детей.
 

Сообщение для родителей и учителей.

  Как  лучше всего заниматься лепкой и рисованием со слепыми и слабовидящими детьми (а также с детьми с ограниченными возможностями). Простые приемы и материалы.
 (Текст дополнен иллюстрациями –  приложение «снимки по работе».)

         … Когда я, около 15 лет назад, пришла работать в школу- интернат для слепых и слабовидящих детей – я, конечно, ожидала, что будет сложно, но чтоб настолько…  По моему предмету (развитие осязания и мелкой моторики) не было ни программы, ни методических пособий, Ни какого- либо обобщения опыта. Мой собственный опыт (5 лет работы в школах и учреждениях дополнительного образования) – здесь годился только отчасти. Я еще отчасти понимала, как мне заниматься со слабовидящими детьми; но как заниматься с незрячими, я не понимала, и почерпнуть знаний  мне было негде. Это сообщение –  попытка обобщить мой опыт; думаю, он может пригодиться и родителям, и учителям.

 

О рисовании  со слабовидящими детьми.
Сначала – о специфике занятий со слабовидящими детьми. У меня, к началу работы в школе, уже была программа по декоративному рисованию; ее пришлось слегка подкорректировать. Исходя из своего опыта, я поняла, что при занятиях рисованием со слабовидящими детьми  (а рисовать они любят, как  и почти все дети) – надо увеличить размер листа от А–4 до А–3 (четверть ватманского листа), или А-2 (половина ватманского листа). Размер А-2  больше подходит для работы в паре; дети  любят работать в паре со своими друзьями, и фантазия их при этом работает активней.
Ну и, конечно, для занятий со слабовидящими детьми подходят далеко не все материалы. Решительно не подходят материалы бледные, плохо различимые, и требующие слишком больших усилий от ребенка – а таковы, увы, большая часть цветных карандашей и восковых мелков. Короче говоря – если рисовать со слабовидящими детьми на маленьких  альбомных листочках тусклыми, слабо различимыми карандашами – то они, не видя внятного результата тяжелого труда, скоро  потеряют интерес к этому занятию, да и зрение их ухудшится…
Поэтому всем, кто этим занимается, я советую заменить цветные карандаши и восковые мелки на масляные (хотя бывают и  хорошие восковые мелки – яркие и достаточно мягкие), и увеличить размер листа.  (И бумага большого размера, и масляные мелки сейчас продаются в хороших канцелярских магазинах – во Владимире это «Арт-Линия», в новом здании  Торговых рядов).
Стоит дополнить такой рисунок, раскрашивая фон чернилами. Чернила не ложатся поверх масляных  мелков – так что, с такой работой справится  любой ребенок.  Им очень нравится эта работа: яркий цвет чернил радует,  создает определенное настроение, а рисунок при этом раскрашивании меняется кардинально… Конечно, понадобятся фартуки, возможно, нарукавники или перчатки (хотя последнее и не обязательно).

         О лепке и рисовании с незрячими детьми (трафареты).
Пластмассовые и металлические трафареты.
Как уже было сказано, вначале я просто не представляла, как вести занятия с незрячими детьми. Моя прежняя программа (я 3 года вела студию керамики в «Дворце Творчества Юных») – здесь не годилась; чтобы получить хоть какой- то результат, мне надо было делать за ученика, по крайней мере, половину работы. Конечно, меня это не устраивало; потом, такие занятия никак не повышали самооценку ребенка. Я искала выход из ситуации, и наткнулась на трафареты – сначала пластмассовые и металлические формочки для работы с тестом.
Выяснилось, что это трафареты можно объединить по темам  - например, тема «В деревне», или «На даче». (Тут потребуется форма домика, машинки, дерева, человека, собаки; возможны варианты). Для того, чтобы сделать такую тему, нужно раскатать глину или соленое тесто, вырезать все выше названные трафареты, дорисовать их ножом или стеком для пластилина.  Теперь надо отложить готовые трафареты в сторону, смять остаток глины или теста, еще раз раскатать, обрезать квадратом или полукругом, и приклеить (с помощью воды) ранее вырезанное так, чтобы получилась симпатичная картинка.
Примечание – раскатывать глину или тесто надо на удобном для ребенка столе, с помощью деревянной скалки и двух тряпочек, чтобы тесто или глина не приставали ни к столу, ни к скалке. Катать надо сначала вверх- вниз, потом влево - вправо; дети скоро выучиваются это делать.
Выяснилось, что делать картинки из глины, или из соленого теста, с помощью этих трафаретов могут и незрячие дети (хуже, чем зрячие, но могут). Мало того: работа с трафаретами – «вырезалками» очень понравилась и детям классов «В» (дети с ограниченными возможностями, с задержкой развития), первоклассникам,  и вообще отстающим детям всех  младших классов. В итоге, их самооценка явно возросла.

 Трафареты из картона.
Увы – у этих покупных трафаретов было слишком мало форм, поэтому их возможности быстро исчерпывались. Я стала делать трафареты из картона – сначала сама, потом вместе с детьми. В самом деле - почему бы зрячим детям не делать  шаблоны для незрячих, и старшим классам – для младших? Сейчас трафареты, по большей части, рисуют сами дети; затем они переводят наиболее удачные эскизы на картон, через копирку  (чтобы рисунок не сползал, его надо приколоть, или иначе закрепить) . А вот  вырезать трафареты, чаще всего, приходится мне;  до 4- 5 класса руки детей еще не достаточно разработаны для такой тонкой работы.

 Два слова о рисунках.
Тут меня могут спросить: ну, хорошо, ты умеешь рисовать; а что делать тем, кто рисовать не умеет? Тем  просто надо найти раскраски в Интернете, на нужную тему (например, «Цветы», или «Мультики»), и распечатать их.  Это современный вариант; но никто не отменял и вариант старинный: найти книгу с нужными картинками (допустим, в детской или взрослой библиотеке), и перерисовать нужные картинки с помощью обыкновенного кулинарного пергамента (хозяйки знают, что это такое), или чертежной кальки. Лучшие картинки про животных, птиц и рыб – в трехтомнике Игоря Акимушкина; там не только отличные фото, но и смешные рисунки, и превосходный текст, понятный и взрослым, и детям.

 О трафаретах (важное).
трафареты бывают позитивные и негативные. Позитив – это то, что вырезано из картона. (сама картинка).  Негатив – это тот фон, который остался, пустота на месте изображения. (Не выбрасывать его! случайные прорезы, которые часто делают дети, можно заклеить малярным скотчем). Этим же скотчем удобнее всего крепить трафарет к картону (обычный скотч  слишком липкий и труден для ребенка, а булавки могут уколоть ребенка, особенно незрячего).
Позитивные трафареты годятся для лепки из глины, теста  (например, тема «Домик» «Городок», «Цветы», «Птицы», «Зоопарк). С их помощью  можно делать также аппликации из бумаги, ткани, фетра – как индивидуальные, так и коллективные работы.
Негативные  трафареты используются незрячими и зрячими для рисования по трафаретам (масляные мелки, фломастеры). Они используются и для так называемой пластилиновой мозаики.
Примечание.
Пластилиновая мозаика (пластилин на цветном картоне, по трафарету) – один их самых доступных, и притом достаточно эффектных материалов для занятий как со слабовидящими, так и с незрячими детьми. Любимый материал для многих детей, но особенно - для неуверенных в себе, замкнутых, аутичных, отстающих в развитии детей - поскольку не требует от них никакой инициативы, а только аккуратного исполнения.
Из дешевых и доступных материалов  для незрячих  и слабовидящих, при работе с негативными трафаретами рекомендую также работу шпаклевкой по  обычному упаковочному картону (как говорится, дешево и сердито). Так как  работы получаются белого цвета, на коричневом фоне, то темы здесь зимние ( «Зима я городе», «Звери Севера», «Зимняя автостоянка», «Зимние деревья», «Белые цветы»). Готовые работы можно еще подкрасить белой краской и кистью, создав эффект идущего снега (могут делать все, и незрячие тоже).
А слабовидящие дети с удовольствием делают с помощью негативных трафаретов набойки красками по ткани (масляная или гуашевая густая краска, акрил, сухая кисть). Мальчики очень любят задувать прорези  красками из баллончика (аэрозольные краски).
Все эти способы и приемы показаны в приложении.

Материалы и приемы.
С незрячими детьми я занимаюсь рисованием по трафарету, лепкой из глины (плоскостной), лепкой из пластилина (также плоскостной) – все по трафаретам.  Объемные формы для незрячих (свистульки, копилки, скрутки) – на мой взгляд,  слишком сложны.  Они и для зрячих бывают сложны, вплоть до 5-6-7 класса – хотя здесь бывают исключения.
Глину вполне можно заменить лепкой из цветного соленого теста. Тесто (мука, соль, разведенная кипятком, пищевые или не пищевые красители) - нетрудно сделать учителю;  потом работы, положенные на картон, можно высушить в электрической духовке или на батарее.
НО! Работы из обожженной глины выглядят более эффектно – особенно если покрывать их ангобами, глазурями и эмалями (все это, как и готовая глина, продается в Москве,  в фирме «Хорсс»). Да и хранятся  такие работы сколько угодно; а тесто во влажном помещении  размокает и плесневеет (правда, их можно покрывать лаком). Но, очевидно, не все школы или учреждения дополнительного образования (не говоря уже о родителях!) смогут купить муфельную печь для обжига изделий из глины – а иначе эти работы не обжечь, никакие печки и духовки не дадут нужной температуры (от 750 до 1000 градусов Цельсия).

Темы занятий.
Основные темы для занятий – это те темы, которые сами возникают в течение года. Темы бывают личные и коллективные; коллективные мы делаем в первую очередь, поскольку делать их быстрее, легче, веселее. Индивидуальные  работы делаем потом, как подарки детей  родителям, к праздникам.

  1.  «Городок» (он состоит из домов, деревьев, машин, людей,  животных, деревьев, весной – также из цветов и птиц). Варианты: «Новый год»  (добавляются елки), «Рождество в городе» (добавляется звезда, ангелы, те же елки).
  2.  Вариант «Городка» - «Наши достопримечательности», известные архитектурные  памятники Владимира и Суздаля. Это тема для слабовидящих детей средних и старших классов; по возможности, начинается с экскурсии в центр города, или хотя бы с виртуальной экскурсии (фото, беседа).
  3. «Наши имена» (для слабовидящих), делается как коллективная работа по классам.
  4. «Цветы», «Букет», для всех (рисование, пластилин. мозаика, работа из глины, фетра). Тема к Дню учителя, к Дню матери, к 8 марта, 9 мая.
  5. «Домашние животные» (коты, собаки)
  6. «Птицы» (варианты «Птицы улетели», «Птицы» прилетели).
  7. «Удивительные звери» (вариант «Зоопарк», «Звери Африки», «Звери Австралии». «Звери Индии» («Маугли»), и других континентов – это темы для всех,  средние и старшие классов).
  8. «Аквариумные рыбы» (простая тема для младших классов).

И многое, многое  другие…

 Лепка на разные темы, сопровождаемая разъяснительной беседой, расширяет кругозор незрячих детей  (как младших, так и старших классов) – поскольку речь, чаще всего,  идет о предметах, которые они  потрогать и представить себе не могут…
Для слабовидящих младших классов можно также ввести элементы театра («театр в чемодане», «в гостях у сказки»). Для этого надо прочесть понятную им и динамичную сказку иди стих, дать каждому отдельное задание (персонажа) – рисунок и лепка, а готовые работы наклеить на длинные полосы из картона, и добавить простые декорации.  Такая театрализация очень оживляет занятия; постоянно используем и «сказкотерапия» (аудиозаписи новых хороших сказок).

         Возможные материалы для занятий:
Бумага всех форматов, простая и цветная, картон упаковочный и для занятий, пергамент или калька, копировальная бумага, пластилин, стеки для пластилина, соленое тесто (самодельное), белое или цветное, строительная белая шпаклевка, цветной плотный фетр (например, для темы «Цветы»). А также – простые и цветные карандаши, масляные или мягкие восковые мелки, цветные чернила или тушь, акриловые, гуашевые, масляные краски (с разбавителем – для отирания рук!), аэрозольные краски. удобные острые ножницы. Для оформления готовых работ вам пригодятся листы плотного картона или фанеры, возможно ткань для обтягивания (лучше лен или сукно) и клей «Титан» или» «Момент».
У вас все получится!

 

Набивка масляными красками

фото фото
   
Работа с другими материалами (Глина, шпаклевка, глина).

фото фото
   
фото фото
   
фото фото
   
Работа с пластилином, по трафарету и без.

фото фото
   
фото фото
   
фото фото
   
фото фото
   
Работы с текстилем (слабовидящие 9 в класса)

фото фото
   
фото фото
   
Рисование по трафарету (незрячие, класс В)

фото фото
   

shkola-internat4vid © 2024
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Школа-интернат
школа

1895г.--2023г.


Яндекс.Метрика  
Besucherzahler russian ladies
счетчик посещений

При использовании материалов сайта ссылка на  http://shkola-internat4vid.narod.ru  обязательна.

Хостинг от uCoz