Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III и IV вида г. Владимира. Приглашение в театральную гостиную, или роль театрализации в развитии слепых и слабовидящих детейРазработали: Денега С.В., Хит Е.В., Еретина Н.А, учителя-дефектологи русского языка и литературы. |
«Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Традиция собираться в уютном гостеприимном доме, чтобы поговорить о литературе, искусстве, пришла к нам из ХIX века.Наша встреча в литературной гостиной посвящена театру, тем более, что в конце марта отмечается международный день театра.Участники сегодняшнего вечера подготовили небольшие инсценировки по произведениям русской и зарубежной классики, многие из которых изучаются в школе. Это не конкурсная программа. В ней не будет победителей и побежденных. Это будет маленькое путешествие в мир искусства». Такими, или примерно такими, словами каждый год (вот уже 7 лет) мы открываем школьную театральную гостиную, которую проводим в рамках недели русского языка и литературы. Своим опытом организации этого коллективного творческого дела мы бы хотели поделиться. Но вначале несколько слов о школе, в которой мы работаем. В нашем интернате учатся слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. Также учатся дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих заболеваниях. Кроме того, принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения. В интернате есть классы и III вида, где обучаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. Основная цель, стоящая перед школой – создание коррекционно-развивающей среды, способствующей максимальному развитию личности каждого ребенка, сохранению его физического и психического здоровья, адаптации детей с глубокими нарушениями зрения к новым социальным условиям. Опыт организации и проведения театрализованных представлений во многом способствует успешной реализации поставленной цели. Ведущая педагогическая идея опыта – коррекция недостатков развития слепых и слабовидящих школьников средствами театральной педагогики. В своей работе мы опираемся на основные положения, принципы современной тифлопедагогики и тифлопсихологии, а именно: 1. Тифлопедагогика утверждает оптимистический взгляд на развитие, обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей. 2. В целостном коррекционно-педагогическом процессе все планируемые занятия должны быть нацелены на компенсацию дефекта, на эффективность развития ребенка. 3. Мобилизация здоровых сил, поиск резервных возможностей способствуют коррекции и компенсации отклонений в развитии, Новизна нашего опыта – в адаптации к конкретным условиям уже известных методов, средств обучения и воспитания. Проведение театральной гостиной – это одна из форм внеклассной работы по литературе. Цель: создание условий для коррекции недостатков личностного развития слепых и слабовидящих детей средствами театральной педагогики. Задачи: -развитие эмоциональной сферы, памяти, воображения; - развитие устной речи; - развитие двигательных функций; - формирование адекватной самооценки учащихся; - развитие коммуникабельности, умения работать в коллективе; - повышение интереса к литературе; - развитие эстетического вкуса; - обогащение духовного мира. Это мероприятие проходит у нас в рамках предметной недели русского языка и литературы и пользуется неизменной популярностью у детей и взрослых. Сменяют друг друга из года в год такие формы внеклассной работы, как викторина, игры по станциям, «Что? Где? Когда?», конкурсы сочинений, стенгазет, конкурс чтецов и др., а проведение театральной гостиной уже стало традицией. Театральная гостиная – это общешкольное мероприятие, посвященное театру, литературе. В качестве зрителей – вся школа, родители, друзья; в качестве участников – ребята среднего и старшего звена.Каждый класс или параллель может представить свою инсценировку, либо это представление с участием ребят из разных классов. Подготовка к этому мероприятию идет в течение всего учебного года. Обычно мы предлагаем своим детям, с которыми работаем, подумать, отрывок из какого произведения они хотели бы инсценировать. Чаще всего выбор падает на классические произведения, изучаемые в рамках школьной программы, потому что, во-первых, с содержанием знакомо большинство ребят, собирающихся принять участие в постановке; во-вторых, интересно и будущим актерам представлять на сцене то, что прочитано, обсуждалось, переживалось, интересно и зрителям в зале увидеть знакомых персонажей. Мы с коллегами такой выбор одобряем, потому что классическая литература (прежде всего русская) – это, как писал Е.Н. Ильин «опора Просвещения человеческой души». К тому же такая творческая работа повышает у детей интерес к предмету, к отдельным произведениям, развивает эстетический вкус, а младших школьников готовит к восприятию классики. Следующий этап работы – это написание сценария. Если мы выбрали для постановки отрывок из драматического произведения, то в некоторых случаях можем себе позволить корректировку, сокращение отдельных реплик с целью сделать их более доступными, понятными для детей, либо с целью экономии времени. При этом стараемся, чтобы не пострадала эстетическая сторона произведения. Если же мы решили инсценировать отрывок из повести, романа, рассказ, басню и т.д., то сценарий пишет либо кто-то из педагогов, либо это совместное творчество взрослых и детей (отрывок из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» –Еретина Н.А.; по страницам сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - Денега С.В.; сценарий «Дороги Пушкина» – совместная работа учителей-словесников). Готовый сценарий утверждается на творческом совете, куда входят учителя русского языка и литературы и ребята из старших классов. Следующий этап – прослушивание сценария.Чтобы первое чтение произвело на детей яркое впечатление, надо подготовить их к восприятию текста: разместить так, чтобы все хорошо слышали и, по возможности, видели читающего; сообщить название, автора; если нужно, прокомментировать содержание. Перед чтением инсценировки хорошо известного детям произведения лучше сразу же предупредить их, что инсценировка не передает полностью содержания произведения; указать, какого характера изменения сделаны автором инсценировки. При отсутствии таких указаний у слушающих во время чтения могут возникнуть вопросы, их внимание будет рассеиваться и они хуже воспримут содержание. Кроме того, учитель должен определиться, что ему в первом чтении нужно донести до сознания детей. От этого во многом будет зависеть выразительность его чтения и тогда больше вероятности, что сценарий произведет на детей хорошее впечатление, найдет у них эмоциональный отклик. Далее мы беседуем о прочитанном, помогаем детям выразить свои впечатления, мысли, чувства, возникшие у них при слушании сценария. Начать беседу учитель может с вопросов: «Понравился ли сценарий? Какое настроение вызвал? Кто из действующих лиц больше всего запомнился и почему? и т.д.». Коллективный обмен впечатлениями поможет ребятам полнее воспринять содержание сценария. Отдельные высказывания дадут возможность учителю познакомиться с некоторыми индивидуальными особенностями восприятия детей, их интересами, вкусами. Следующие вопросы касаются обсуждения темы, идеи, основного конфликта произведения, места героев в системе действующих лиц, анализа обстоятельств, которые обусловили сложившуюся ситуацию. Таким образом, предварительное чтение и анализ сценария – это процесс творческий, требующий от ребят работы мысли, воображения, эмоционального отклика. Подводя итоги обсуждения с опорой на высказывания ребят, учитель говорит об увлекательности и ответственности предстоящей работы. Распределение ролей в нашей практике – приоритет руководителя. Во-первых, педагог уже достаточно хорошо знает своих воспитанников (их интересы, особенности характера, способности, возможности), во-вторых, если выбор роли оставить за ребятами, то это может привести и к неадекватному выбору, и к тому, что на одну роль (например, главную) будет претендовать сразу несколько учеников. Работе над ролью предшествуют (или идут параллельно с этой работой) занятия по развитию речи, чувства ритма, воображения, памяти, мимики и пантомимики. (Примеры упражнений см. в Приложении). Итак, после предварительного чтения и анализа сценария мы приступаем к его освоению в действии. Как правило, наши сценарии небольшие по объему и их можно разделить на несколько эпизодов. Каждый эпизод мы вместе с ребятами внимательно разбираем. Выясняем общий смысл происходящего, линию поведения действующих лиц: что каждый из них делает, о чем думает, что чувствует, как двигается, говорит, чего добивается. Работая над ролью, ставя себя в те или иные жизненные ситуации, пытаясь понять и передать переживания персонажа, учась при этом взаимодействовать с другими, ребенок развивается в эмоциональном плане. Это важно для всех детей, но для наших, имеющих глубокие нарушения зрения, особенно. Исследователи отмечают, что слепота, глубокие нарушения зрения влияют на яркость отдельных эмоций, развитие чувств и их выраженную окраску, обусловленную состоянием сенсорной сферы и накоплением чувственного опыта. Если не развивать ребенка в эмоциональном плане, впоследствии он станет неполноценным членом общества, обреченным на одиночество. Работа над инсценировкой способствует развитию устной речи учащихся. Заучивая роль, пытаясь примерить на себя мысли, чувства героя, ребенок пополняет свой словарный запас, овладевает навыками правильного употребления интонации, умением определять нужный темп речи, правильно ставить логическое ударение, совершенствует свое произношение. Современная тифлопедагогика придает особое значение развитию речи слепых и слабовидящих детей, поскольку у таких детей речь выполняет компенсаторную функцию. Слово корректирует признаки и свойства предметов, уточняет понятийный смысл в ходе усвоения понятий. Компенсаторная функция речи обеспечивает слепым и слабовидящим расширение возможностей познавательной деятельности, а также способствует более успешной адаптации в обществе. Сценическое воплощение литературного произведения требует способности воссоздавать в своем воображении на основе восприятия и анализа словесного текста конкретные наглядные, яркие образы, картины жизни, изображенные автором. Как говорил К.С. Станиславский: «Вы должны это увидеть! Представить, как это происходит…, должны услышать, как шумит река, ощутить прелесть утренней прохлады, вкус ключевой воды, почувствовать одурманивающий запах сена!». Конечно, наши дети не обладают таким ярким воображением, но определенные природные задатки у них есть. И наша задача – развить их в процессе работы над сценическим воплощением пьесы, когда ребенок с помощью взрослых, а также опираясь на свой жизненный опыт, мысленно ставит себя на место героя, пытается понять его мысли, характер, привычки, ту среду, в которой он живет, пробует воссоздать его возможное прошлое, обстоятельства жизни, обусловившие те или иные поступки, совершаемые им по сценарию. Участие в инсценировках, бесспорно, способствует развитию у детей памяти, повышает интерес к чтению и к предмету: «Театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, тем самым может способствовать развитию интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы» (Ю.И. Рубина и др., «Театральная самодеятельность школьников», М. «Просвещение», 1983). Кропотливая подготовка к выступлению на сцене включает работу по коррекции недостатков двигательной сферы, по развитию мимики и пантомимики. Ребенок учится жестикулировать, правильно двигаться, постепенно теряя скованность и угловатость; развивается его мимика, что имеет большое значение для общения. Подготовка и проведение театральной гостиной носит характер коллективного творческого дела, куда вовлечены все учащиеся. Каждый вносит свой посильный вклад в общее дело: кто-то отвечает за музыку, кто-то за оформление сцены; на уроках трудового обучения или с помощью родителей готовятся костюмы. Подобная совместная творческая работа сплачивает ребят, делает более дружными. («Чувство дружбы рождается из общих целей деятельности и интересов…» К. Платонов). У многих повышается самооценка (о чем говорят и результаты тестирования). Дети становятся более ответственными, внимательными друг к другу, учатся общаться, работать в коллективе, а это, на наш взгляд, очень важно в современном обществе. Конечно, представления в нашей театральной гостиной далеки от профессиональных, но они всегда приносят большую радость и участникам, и зрителям, создают в школе ту творческую атмосферу, которой так часто не хватает в обыденной жизни. Здесь хочется вспомнить замечательное высказывание о творчестве Л.С. Выготского: «В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия… такой взгляд является неправильным… Как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительные молнии, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где создают великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни оказалось это новое по сравнению с созданием гения…» Анализируя свой опыт организации театральной самодеятельности, мы поняли, что именно в этой деятельности есть неисчерпаемые возможности для развития потенциала личности. Главный результат работы – наши выпускники, которые, несмотря на ограниченные возможности здоровья, достаточно уверенно чувствуют себя в современной жизни, поступают в высшие и средние учебные заведения (выпуск 2003г. - 43% поступления в ВУЗы, 2004 г. - 50% поступления в ВУЗы, 2005 г. – 45% поступления в ВУЗы, 2009 г. – 66%. Среди них студенты филологического факультета ВГПУ, инвалиды детства по зрению: Кузнецова А., Пономарева М., Филатова А., Рыкин Е., студенты и выпускники государственного специализированного института искусств: Малов С., Карцев Г., Крюкова М. и многие другие. При этом большинство занимает активную жизненную позицию, увлеченно учится или работает, участвует в художественной самодеятельности. Одним словом, это люди, адаптированные к новым социальным условиям, открытые для общения и сотрудничества. Наш опыт организации и проведения театральных гостиных может быть использован как в массовых общеобразовательных школах, так и в специальных (коррекционных) учебных заведениях и выступать как одна из форм внеклассной работы по предмету. Желаем удачи и новых творческих открытий!
Использованная литература |