Четверг, 28.03.2024, 12:37


Сайт школы-интерната 

г. Владимира для слепых и слабовидящих детей  

"неофициальный"

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для слепых и слабовидящих детей»
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Новости школы-интерната 4 вида [286]
Новости сайта [14]
Разное [5]
Поиск по сайту
Форма входа

погода Владимир
Наш опрос
Что вам мешает читать книги?
Всего ответов: 14
Счётчик
 Соловьева Ирина Викторовна
фото

Соловьева Ирина Викторовна

Стаж работы: 11 лет.

Категория: высшая

Учитель-логопед, учитель-дефектолог

Образование: высшее, ВГГУ, учитель - олигофренопедагог,  учитель-логопед по специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия».

В Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей, я работаю с 2009 года.

   Специфика речевого развития детей с патологией зрения, определяющая деятельность учителя-логопеда в школе-интернате IV вида.

 

       Проблема исследования речевого развития детей с нарушением зрения чрезвычайна, актуальна и занимает особое место в сфере психолого-педагогической реабилитации.
   Детям с нарушением зрения очень трудно жить, и развиваются в постоянно меняющемся мире. Учитывая актуальные потребности таких особых детей в ранней социализации и адаптации, многие исследователи делают упор на развитие речевой деятельности через познавательное развитие детей с нарушением зрения, так как именно в речи отражается накопление и обогащение знаний об окружающей действительности. В процессе общения речь языка человека приобретает важнейшее значение для развития сознания, мышления, всей психической деятельности.
   Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как у нормальновидящих. Однако динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее. Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также обеднённостью предметно-практического опыта детей. В связи с этим наблюдается специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Их употребление детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком или наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов и явлений окружающей жизни.
   Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения может проявляться в сравнении с нормальновидящими детьми в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительных движений.      
   Причинами сужения сферы общения у детей с глубокими нарушениями зрения могут быть следующие:
- ограничение возможностей подражательной деятельности;
- сужение познавательного процесса;
- уменьшение возможностей развития двигательной сферы;
- средовые условия воспитания и общения.
   У детей с глубокими нарушениями зрения ограничены визуальности контроля за языковыми и неязыковыми средствами общения.
   Нарушение речи в совокупности со зрительным дефектом является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам. В связи с этим важное место в учебно-воспитательном процессе отводится коррекционной и профилактической работе логопеда.
   Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми отличается разносторонностью и многообразием форм. Она включает в себя групповые и индивидуальные занятия, логопедизацию учебного процесса и режимных моментов, методическую и пропагандическую работу с учителями, воспитателями и родителями детей. Все это должно способствовать формированию фонетически и грамматически правильной речи детей, их мышления, оказывать помощь в обучении грамоте, повышения качества чтения, письма, развития речи.
   Логопедическая помощь детям с дефектами зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности детей, формированию черт личности.

 *****


«ШЕСТИТОЧИЕ»

   Для слепых и слабовидящих детей умение читать писать по Брайлю является ключом к грамотности и успешному обучению. Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячим, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия.
   Брайль-это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемые  ячейками. Ячейки состоят из трех точек в высоту и из двух точек в ширину.
   Цель данного дидактического пособия - это изучения системы Брайля в игровой форме как на занятиях, так и в домашних условиях.

фото фото
   
фото фото

Логопедическое пособие «Звуковые дорожки»

    Логопедическое пособие представляет собой картонную страницу с картинкой на определенный звук, сверху накрыта прозрачная пленка. На этой пленке выделены контуры рисунка, что способствует ребенку с патологией зрения - по тактильным ощущениям определить, что нарисовано.
   Пособие предназначено для родителей, логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так же специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IV вида (с нарушениями зрения).
   Это логопедическое пособие способствует закреплению и уточнению изолированных звуков.

фото фото
   
фото фото

Книжка-лото «МАМА И МАЛЫШ»

   Эта книга рассчитана для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
   Пособие предназначено для родителей, логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так же специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IV вида (с нарушениями зрения).
   Данное пособие способствует развитию речи и сообразительности детей, а так же развитию памяти и внимания на основе тактильных ощущений.
   В пособие содержатся изображения взрослых животных и их детенышей (где нужно подобрать правильно пару, в виде игры-лото), что способствует развитию внимания, мышления. А так же стихи животных, которые способствует развитию речи детей. Рельефные рисунки и тактильное ощущение животных, а также название их по письму Брайля, способствует развитию внимания и памяти  детей с нарушением зрения.
   Показывая ребенку картинку, расскажите ему,  кто на ней нарисован, например: «Это собака» , «Это кошка» и так далее. Рядом изображены детеныши этих животных: цыпленок, котенок… Покажите ребенку любую картинку и спросите у него: «Кто это? Чей это детеныш?»
   Если малыш запомнил животных он ответит правильно. А если ошибся, помогите ему, подскажите.
   Проведите с ребенком своеобразную игру «Вопрос-ответ»: «Кто это?»- «Кошка».- «Как кошка кричит?» - «Мя-у – мя-у!» и так далее. Такая игра с использованием элементов звукоподражания способствует развитию речи ребенка.

фото фото
   
фото  




Большое спасибо всем кто поддержал наш проект! Нажмите кнопку «Поделиться» в социальных сетях.
shkola-internat4vid © 2024
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Школа-интернат
школа

1895г.--2023г.


Яндекс.Метрика  
Besucherzahler russian ladies
счетчик посещений

При использовании материалов сайта ссылка на  http://shkola-internat4vid.narod.ru  обязательна.

Хостинг от uCoz