Образование: высшее, ВГГУ, учитель - олигофренопедагог, учитель-логопед по специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия».
В Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей, я работаю с 2009 года.
Специфика речевого развития детей с патологией зрения, определяющая деятельность учителя-логопеда в школе-интернате IV вида.
Проблема исследования речевого развития детей с нарушением зрения чрезвычайна, актуальна и занимает особое место в сфере психолого-педагогической реабилитации.
Детям с нарушением зрения очень трудно жить, и развиваются в постоянно меняющемся мире. Учитывая актуальные потребности таких особых детей в ранней социализации и адаптации, многие исследователи делают упор на развитие речевой деятельности через познавательное развитие детей с нарушением зрения, так как именно в речи отражается накопление и обогащение знаний об окружающей действительности. В процессе общения речь языка человека приобретает важнейшее значение для развития сознания, мышления, всей психической деятельности.
Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как у нормальновидящих. Однако динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее. Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также обеднённостью предметно-практического опыта детей. В связи с этим наблюдается специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Их употребление детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком или наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов и явлений окружающей жизни.
Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения может проявляться в сравнении с нормальновидящими детьми в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительных движений.
Причинами сужения сферы общения у детей с глубокими нарушениями зрения могут быть следующие:
- ограничение возможностей подражательной деятельности;
- сужение познавательного процесса;
- уменьшение возможностей развития двигательной сферы;
- средовые условия воспитания и общения.
У детей с глубокими нарушениями зрения ограничены визуальности контроля за языковыми и неязыковыми средствами общения.
Нарушение речи в совокупности со зрительным дефектом является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам. В связи с этим важное место в учебно-воспитательном процессе отводится коррекционной и профилактической работе логопеда.
Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми отличается разносторонностью и многообразием форм. Она включает в себя групповые и индивидуальные занятия, логопедизацию учебного процесса и режимных моментов, методическую и пропагандическую работу с учителями, воспитателями и родителями детей. Все это должно способствовать формированию фонетически и грамматически правильной речи детей, их мышления, оказывать помощь в обучении грамоте, повышения качества чтения, письма, развития речи.
Логопедическая помощь детям с дефектами зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности детей, формированию черт личности.
*****
«ШЕСТИТОЧИЕ»
Для слепых и слабовидящих детей умение читать писать по Брайлю является ключом к грамотности и успешному обучению. Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячим, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия.
Брайль-это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемые ячейками. Ячейки состоят из трех точек в высоту и из двух точек в ширину.
Цель данного дидактического пособия - это изучения системы Брайля в игровой форме как на занятиях, так и в домашних условиях.
Логопедическое пособие «Звуковые дорожки»
Логопедическое пособие представляет собой картонную страницу с картинкой на определенный звук, сверху накрыта прозрачная пленка. На этой пленке выделены контуры рисунка, что способствует ребенку с патологией зрения - по тактильным ощущениям определить, что нарисовано.
Пособие предназначено для родителей, логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так же специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (с нарушениями зрения).
Это логопедическое пособие способствует закреплению и уточнению изолированных звуков.
Книжка-лото «МАМА И МАЛЫШ»
Эта книга рассчитана для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Пособие предназначено для родителей, логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так же специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (с нарушениями зрения).
Данное пособие способствует развитию речи и сообразительности детей, а так же развитию памяти и внимания на основе тактильных ощущений.
В пособие содержатся изображения взрослых животных и их детенышей (где нужно подобрать правильно пару, в виде игры-лото), что способствует развитию внимания, мышления. А так же стихи животных, которые способствует развитию речи детей. Рельефные рисунки и тактильное ощущение животных, а также название их по письму Брайля, способствует развитию внимания и памяти детей с нарушением зрения.
Показывая ребенку картинку, расскажите ему, кто на ней нарисован, например: «Это собака» , «Это кошка» и так далее. Рядом изображены детеныши этих животных: цыпленок, котенок… Покажите ребенку любую картинку и спросите у него: «Кто это? Чей это детеныш?»
Если малыш запомнил животных он ответит правильно. А если ошибся, помогите ему, подскажите.
Проведите с ребенком своеобразную игру «Вопрос-ответ»: «Кто это?»- «Кошка».- «Как кошка кричит?» - «Мя-у – мя-у!» и так далее. Такая игра с использованием элементов звукоподражания способствует развитию речи ребенка.