Здравствуйте, уважаемые родители!
Вот уже почти 10 лет я работаю с незрячими учащимися. Обучение таких детей происходит по общеобразовательной программе, используются такие же учебники, как в массовых школах, напечатанные рельефно-точечным (Брайлевским) шрифтом. Как показывает опыт, незрячий ребенок может успешно освоить эту программу при создании определенных условий для обучения, проведении специальной коррекционной работы. Это возможно в условиях специальной коррекционной школы-интерната.
В школу часто приходят на консультацию родители с вопросом: как подготовить незрячего ребенка к обучению в школе, на что обратить внимание?
Часто родители встречаются с трудностями в поведении ребенка. Чем это можно объяснить?
Многие незрячие дети не посещали детский сад, никогда не были в ситуации обучения. Первое, что обращает на себя внимание – это поведение таких детей. Часто они ведут себя как 3-4-летние дети. Очень непосредственны. Обращаются к учителю на «ты». Не контролируют свое поведение. Нетерпеливы, быстро устают. Плохо владеют навыками самообслуживания. Такие дети требуют большой коррекционной работы специалистов, для того чтобы их развитие пришло в норму. Особенности развития слепых детей описаны в специальной литературе.
Что значит готовить такого ребенка к школе?
Многие родители считают, что надо научить его читать, писать, считать и чем лучше он будет это делать, тем лучше его готовность к обучению. Не стоит этого делать. Ведь всему этому и многому другому его научат в школе. Что же делать до школы?
Первое, на что следует обратить внимание – физическое развитие ребенка, развитие двигательной сферы. Учите ребенка правильно двигаться, ходить (согласовывать движения рук и ног при ходьбе), выполнять простые движения: поднимать руки вверх, в стороны, вперед, вниз и т.д. Делайте с детьми зарядку.
Учите ребенка выполнять различные упражнения с предметами, игрушками: захватывать, бросать, кидать, катать мяч, собирать пирамидку. Покажите, что можно делать с тем или иным предметом, игрушкой, как играть с куклой, машинкой, кубиками и т.д. Научите ребенка выполнять различные действия с предметами по указанию взрослого. Помните, всему тому, чему зрячий ребенок учится по подражанию, слепого ребенка надо специально обучать
Второе: формирование навыков самообслуживания. Ребенка следует научить придерживаться распорядка дня, по возможности самостоятельно раздеваться и одеваться, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, пользуясь ложкой, пить из чашки. Ведь вашему ребенку, скорее всего, придется жить в интернате. Оставлять ребенка в интернате или ежедневно привозить его на занятие (если близко живет) решают родители.
Третье: обратите внимание на адекватность поведения ребенка. Он должен здороваться, прощаться, спокойно сидеть за партой и слушать определенное время, не мешая другим, отвечать на вопросы взрослого. Научить ребенка этому можно во время походов в театр, прослушивая аудиозаписи, смотря вместе телевизор, читая сказки. Учите ребенка общаться со взрослыми и со сверстниками.
Четвертое: для чтения и письма по Брайлю большое значение имеет развитие мелких мышц руки (моторики), осязания, тактильные ощущения. Для этого используются различные игры и упражнения:
- захват мелких предметов двумя разными пальцами поочередно; упражнения на манипулирование и удерживание предметов, необходимых в быту (полотенце, расческа, ложка, тарелка, игрушки и т.д.);
- работа с различными видами мозаики, пластилином (скатывание колбаски, шариков), сортировка мелких предметов.
- игры на пальцах: «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», сгибание, разгибание пальцев, соединение их в колечки и т.д.
Для развития осязания используются различные виды упражнений на узнавание предмета, определение поверхности (стена, дверь); находить разницу в деревянных, металлических, пластмассовых и т.д. поверхностях. Важно узнавать предметы на ощупь.
Четвертое: развитие речи. Надо научить ребенка хорошо и правильно говорить. У незрячего и слабовидящего ребенка, не видящего артикуляцию, часто возникают логопедические нарушения. Необходимо принять все меры, чтобы в домашних условиях нарушения речи были сведены до минимума. Учите строить предложения из 3-х слов (Например: «Пошел зайчик (куда?). Там он встретил (кого?)); рассказывать сказки по вопросам.
Пятое: обратите внимание на ориентировку в пространстве. Обучайте ориентировке в комнате с использование слов, выражающих пространственные отношения: внизу, вверху, слева, справа, впереди. Учите распознавать подошвами ног некоторые покрытия (ковер, линолеум, кафельный пол и т.д.)
Все это будет тем фундаментом, на котором незрячий ребенок будет приобретать учебные знания по отдельным предметам.
Успехов Вам!
Рекомендованная литература:
- Л.И. Солнцева, С.М. Хорош «Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям». Москва, 2004 г.
- «Воспитание и обучение слепого дошкольника» под редакцией Л.И.Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. Москва, 2005 г.
- В.А. Феоктистова и др. «Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье» библиотечка для родителей. Москва, 1993 г.
- В. Д. Озеров "Беседы с родителями незрячих детей" Москва,2007 г.
|