За долгие годы своей работы с детьми, имеющими различные отклонения в речи, я убедилась в том, что среди слабовидящих они проявляются гораздо чаще, чем у остальных и носят специфический характер. Как доказывают специалисты, это связано с рядом объективных и субъективных причин:
1 -ограничение возможностей подражательной деятельности;
2 -сужение познавательного процесса;
3 -уменьшение двигательной сферы;
4 -влияние окружающей среды.
Дефекты речи у слабовидящих детей, как правило, проявляются в таком виде, как:
-искаженное произношение свистящих и шипящих звуков ( С,З,Ц,Ш,Ж,Ч);
-искажение и замена звуков Л и Р,
-не различают или путают парные гласные : А-Я,О-Ё, У-Ю,Э-Е, Ы-И; смешивают глухие и звонкие согласные : П-Б, В-Ф, К-Г, Д-Т и др.
Все это впоследствии негативно сказывается на формирование грамотного письма и чтения, и приводит, чаще всего, к дисграфии и дислексии.
Поэтому речевым воспитанием своего ребенка родители должны заниматься почти с самого его рождения, ласково разговаривая с ним при пеленании, кормлении, прогулках и т.д. Но при этом ни в коем случае не надо «сюсюкаться», намеренно искажая произношение некоторых слов, так как ребенок во всем подражает взрослым на первых этапах своего развития и впоследствии так же «сюсюкает». Я неоднократно наблюдала таких детей в начальных классах нашей школы и избавить их от этой привычки порой бывает очень сложно.
Очень часто дети приходят к нам с очень бедным словарным запасом, ограниченным бытовой тематикой. Многие из них не знают названия животных, растений, птиц, предметов обуви, одежды, мебели, дней недели, месяцев, времен года и т.д.
Ребята не умеют определять время суток, плохо ориентируются в пространстве, не знают где левая и правая стороны и пр.
Все это впоследствии усложняет и значительно замедляет процесс обучения в школе. Поэтому я настоятельно рекомендую родителям уделять этим вопросам как можно больше внимания.
При появлении первых слов у ребенка во время развития, необходимо следить за их произношением, поправляя искаженные звуки. Очень полезно разучивать с ними короткие легко запоминающиеся стихи, такие, например, как «Зайка», «Мишка», «Слон» А.Барто; играть с ними в «Ладушки», «Сороку-Белобоку»,... играть с пальчиками, ладошками. Позднее разучивать более длинные стихи и сказки, лучше всего русские народные, такие, например, как «Репка», «Курочка Ряба», «Машенька и медведь» и т.п., добиваясь при этом, чтобы они их пересказывали в логической последовательности, выделяли главную мысль, оценивали героев. Кроме этого нужно стараться, чтобы ребенок как можно раньше научился ориентироваться в пространстве, знал схему своего тела, где правая и левая рука, сторона, верх, низ, далеко, близко и т.д.
При ознакомлении детей с предметами окружающей среды и учитывая их слабое зрение, предпочтительнее давать им эти предметы в руки, чтобы они изучили со всех сторон их свойства: мягкость, твердость, шершавость, гладкость, холод, тепло, влажность и т.д., почувствовали их запах, вкус, объем, размеры, и, конечно, знали название. Важно не забывать про цвета, так как многие их путают или вообще не различают.
Очень полезно сопровождать речь соответствующими движениями, напр.: – Капнул дождик на ладошку, (показать пальчиком правой руки на середину левой ладошки), – на цветы, (развести руки в сторону), – и на дорожку, (руки вытянуть перед собой прямыми), – льется, льется, ой, ой, ой! (качать головой вправо и влево), – побежали мы домой! (потопать ножками).
Одним словом, учите детей всему, что знаете сами, больше общайтесь с ними, разговаривайте, учите пословицы, загадки, скороговорки, соблюдая при этом наши рекомендации, и у нас все получится! Успехов вам! |