Волкова Елена АлександровнаДолжность: учитель биологии и химии. Стаж работы: 20 лет Категория: высшая Образование: высшее. Окончила: ВГПИ им.Лебедева-Полянского, естественно-географический факультет; специальность учитель географии и биологии. E-mail: | |
* | |
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида города Владимира для слабовидящих детей»
Программа факультативного курса по биологии
«Тайны генетики»
Разработана:
Волковой Еленой Александровной,
учителем биологии и химии
Владимир 2012г.
Программа факультативного курса
«Тайны генетики»
Пояснительная записка.
Данный факультативный курс предназначен для учащихся 11- 12 класса ГКСОУ ВО «Школа – интернат IV вида г. Владимира», который направлен на расширение знаний по общей биологии. Предлагаемая программа составлена на основе уже имеющихся программ Т.В. Коноваленко «Тайны генетики», О.В. Лагуновой «В мире генетики» с учетом особенностей контингента учащихся, специфики, целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением.
Разделы программы «Генетика», «Молекулярная биология», «Закономерности наследственности и изменчивости» являются достаточно сложными для понимания учащимися в школьном курсе изучения биологии. Исходя из особенностей познавательной деятельности учащихся и с учетом их патологии зрения, для облегчения усвоения теоритического курса этих разделов общей биологии легче всего осуществляется через решение типовых и нестандартных задач. Данные задачи позволяют учащимся лучше понять и запомнить учебный материал, развивают логическое и творческое мышление школьников, дают возможность осуществлять личностно- ориентированное обучение детей. Практические умения и теоретические знания являются мотивационной основой для обучения биологии и профориентации учащихся.
Цель курса - усвоение сложных разделов общей биологии через создание здоровьесберегающей, многофункциональной коррекционно - развивающей среды, обеспечивающей развитие личностных качеств детей с патологией зрения, способствующей их успешной социализации в современном обществе.
Задачи:
- усвоение знаний по основным разделам школьной программы по общей биологии: «Генетика», «Молекулярная биология», «Закономерности наследственности и изменчивости»;
- формирование умений и навыков осмысления знаний, основанных на правилах и законах наследственности, изменчивости;
- развитие биологического мышления, предполагающего установление причинно-следственных связей, системному анализу, прогнозированию результатов.
Основными методами обучения можно назвать частично-поисковые и проблемные.
Наиболее приемлемыми формами занятий являются работа в мини группе, индивидуальная работа с источниками информации, круглый стол по проблемным вопросам.
Основная роль учителя заключается в помощи поиска и коррекции необходимой информации для успешного усвоения учащимися теоретических знаний и развития практических навыков.
Контроль знаний учащихся производится в форме тестирования по изученной теме с дальнейшим анализом результатов и в ходе работы на занятиях путем составления таблиц, схем и решения задач.
Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и должен быть реализован в течение одного учебного года.
Учащиеся должны знать:
- основные правила и закономерности наследственности: законы Г. Менделя; взаимодействие аллельных генов; независимое наследование; наследование признаков, связанных с полом.
- хромосомную теорию наследственности и методы её изучения;
- закономерности изменчивости организмов: мутации, норма реакции, модификации;
- наследование в популяциях.
Учащиеся должны уметь:
- применять цитологические знания для раскрытия сущности законов наследования;
- давать характеристику типам скрещивания, приводить их примеры;
- применять знания генетических законов для объяснения биологических процессов;
- пользоваться биологической терминологией и символикой;
- решать и оформлять генетические задачи;
- работать с различными источниками информации (биологической литературой, справочниками, интернетом).
Содержание курса.
Введение. Предмет, задачи и цели изучения данного курса.
Тема 1. Цитологические основы размножения.
Митоз. Кариотипы. Строение хромосом. Мейоз. Гамето- и сперматогенез. Оплодотворение.
Тема 2. Закономерности наследования.
Моногибридное, дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование и кроссинговер.
Тема 3. Закономерности наследственности и изменчивости, методы изучения генетики человека.
История исследования генетики человека. Сцепленное наследование генов у человека. Генетика пола. Наследственность и среда жизни. Типы изменчивости у человека. Близнецовый, цитогенетический, антропогенетический методы.
Тема 4. Роль генетики в современном мире.
Генная и клеточная инженерия. Биотехнология – наука будущего. Трансгенные организмы: «за» и «против». Генномодифицированные продукты питания.
Тема 5. Изменчивость и методы её изучения.
Мутационная изменчивость. Хромосомные перестройки. Геномные мутации (полиплоидия). Модификационная изменчивость.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятия |
1. | Введение Цитологические основы размножения. | 1 9 | Лекции учителя с элементами беседы и самостоятельной работы. Круглый стол. Решение задач и проблемных вопросов. |
2. | Закономерности наследования. | 9 | Лекции и оформление генетических задач. Работа в группах. Индивидуальная работа. |
3. | Закономерности наследственности и изменчивости, методы изучения генетики человека. | 7 | Круглый стол. Работа в группах. Индивидуальная работа с учащимися. Лекции, с использованием сообщений учащихся. |
4 | Роль генетики в современном мире. | 2 | Лекция учителя с элементами самостоятельной работы учащихся. |
5 | Изменчивость и методы её изучения. | 4 | Лекция учителя с элементами беседы и работа в группах. |
Резервное время - 3 часа. Оно может быть использовано для дополнительного изучения интересующих тем, контроля знаний учащихся, дидактических игр.
Список литературы
1. Аграментова Л.А. О составлении и использовании генетических задач. Биология в школе, №6, 1990. с. 37-38
2. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999.
3. Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство ACT», 2000
4. Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая гвардия, 1978
5. Биология для поступающих в ВУЗы. Под ред. В.Н. Ярыгина. М., Высшая школа. 1997.
6. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике,М. «Просвещение»,1979.
7. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Биология: Общая биология: Учебн. для 10х кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
8. Каминская Э.А. Сборник задач по генетике. – М.: Высшая школа, 1977.
9. Кисилева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. М., Просвещение, 1983.
10. Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов В.Г., Максимов А.Г. Краткий словарь генетических терминов. – М.: Вузовская книга, 2001.
11. Муртазин Г.М. Иллюстрированные карточки – задания по генетике. Биология в школе, №1. 1998, с. 48-54.
12. Нейфах А. Клеточные и генетические основы биотехнологии. – М.: Знание, 1987
13. Песецкая Л.Н., Гончаренко Г.Г., Острейко Н.Н. Сборник задач по генетике.
14. Попов Б.Е. За семью замками наследственности. – М.: Агропромиздат, 1991.
15. Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.
16. Хелевин Н.В., Лобанов A.M., Колесова О.Ф. Задачник по общей и медицинской генетике. – М.: Высшая школа, 1984.
17. Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье // «Биология в школе». 2001. № 5.
1. Данный видеосюжет посвящен Дню отца. Его подготовили учащиеся 9 «Д» класса. Смотреть видео "День отца 9д"
2.
3.