Суббота, 21.12.2024, 17:04


Сайт школы-интерната 

г. Владимира для слепых и слабовидящих детей  

"неофициальный"

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для слепых и слабовидящих детей»
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Новости школы-интерната 4 вида [330]
Новости сайта [14]
Разное [5]
Поиск по сайту
Форма входа

погода Владимир
Наш опрос
Чем руководствуешься, когда выбираешь книгу для чтения?
Всего ответов: 11
Счётчик
 Волкова Елена Александровна




фото

Волкова Елена Александровна


Должность: учитель биологии и химии.


Стаж работы: 20 лет


Категория: высшая


Образование: высшее.


Окончила: ВГПИ им.Лебедева-Полянского, естественно-географический факультет; специальность учитель географии и биологии.


E-mail:

*





Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида города Владимира для слабовидящих детей»


Программа факультативного курса по биологии


«Тайны генетики»


Разработана:


Волковой Еленой Александровной,


учителем биологии и химии


Владимир 2012г.




Программа факультативного курса

«Тайны генетики»

Пояснительная записка.




   Данный факультативный курс предназначен для учащихся 11- 12 класса ГКСОУ  ВО  «Школа – интернат IV вида г. Владимира», который направлен на расширение знаний по общей биологии. Предлагаемая программа составлена на основе уже имеющихся программ Т.В. Коноваленко «Тайны генетики», О.В. Лагуновой «В мире генетики» с учетом особенностей контингента учащихся, специфики, целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением.


   Разделы программы «Генетика», «Молекулярная биология», «Закономерности наследственности и изменчивости» являются достаточно сложными для понимания учащимися в школьном курсе изучения биологии. Исходя из особенностей познавательной деятельности учащихся и с учетом их патологии зрения, для облегчения усвоения теоритического курса этих разделов общей биологии легче всего осуществляется через  решение типовых и нестандартных задач. Данные задачи позволяют учащимся лучше понять и запомнить учебный материал, развивают логическое и творческое мышление школьников, дают возможность осуществлять личностно- ориентированное обучение детей. Практические умения и теоретические знания являются мотивационной основой для обучения биологии и профориентации учащихся.


   Цель курса -  усвоение сложных разделов общей биологии через создание здоровьесберегающей, многофункциональной коррекционно - развивающей среды, обеспечивающей развитие личностных качеств детей с патологией зрения, способствующей их успешной социализации в современном обществе. 


Задачи:


- усвоение знаний по основным разделам школьной программы по общей биологии: «Генетика», «Молекулярная биология», «Закономерности наследственности и изменчивости»;


- формирование умений и навыков осмысления знаний, основанных на правилах и законах наследственности, изменчивости;


- развитие биологического мышления, предполагающего установление причинно-следственных связей, системному анализу, прогнозированию результатов.


Основными методами обучения можно назвать частично-поисковые и проблемные.


   Наиболее приемлемыми  формами занятий являются работа в мини группе, индивидуальная работа с источниками информации, круглый стол по проблемным вопросам.


   Основная роль учителя заключается в помощи поиска  и коррекции необходимой информации для успешного усвоения учащимися теоретических знаний и развития практических     навыков.


   Контроль знаний учащихся производится в форме тестирования по изученной теме с дальнейшим анализом результатов и в ходе работы на занятиях путем составления таблиц, схем и решения задач.


   Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и должен быть реализован в течение одного учебного года.


   Учащиеся должны знать:


- основные правила и закономерности наследственности: законы  Г. Менделя; взаимодействие аллельных генов; независимое наследование; наследование признаков, связанных с полом.


- хромосомную теорию наследственности и методы её изучения;


- закономерности изменчивости организмов: мутации, норма реакции, модификации;


- наследование в популяциях.


   Учащиеся должны уметь:


- применять цитологические знания для раскрытия сущности законов наследования;


- давать характеристику типам скрещивания, приводить их примеры;


 - применять знания генетических законов для объяснения биологических процессов;


- пользоваться биологической терминологией и символикой;


- решать и оформлять генетические задачи;


- работать с различными источниками информации (биологической литературой, справочниками, интернетом).


Содержание курса.


Введение. Предмет, задачи и цели изучения данного курса. 


Тема 1. Цитологические основы размножения.


Митоз. Кариотипы. Строение хромосом. Мейоз. Гамето- и сперматогенез. Оплодотворение.


Тема 2. Закономерности наследования.


Моногибридное, дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование и кроссинговер.


Тема 3. Закономерности наследственности и изменчивости, методы изучения генетики человека.


История исследования генетики человека. Сцепленное наследование генов у человека. Генетика пола. Наследственность и среда жизни. Типы изменчивости у человека. Близнецовый, цитогенетический, антропогенетический методы.


Тема 4. Роль генетики в современном мире.


Генная и клеточная инженерия. Биотехнология – наука будущего. Трансгенные организмы: «за» и «против». Генномодифицированные продукты питания.


Тема 5. Изменчивость и методы её изучения.


Мутационная изменчивость. Хромосомные перестройки. Геномные мутации (полиплоидия).  Модификационная изменчивость.


Тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во


часов

Форма занятия

1.

Введение


Цитологические основы размножения.

1


9

Лекции учителя с элементами беседы и самостоятельной работы.


Круглый стол.


Решение задач и проблемных вопросов.

 2.

Закономерности наследования.

9

Лекции и оформление генетических задач.


Работа в группах. Индивидуальная работа.

 3.

Закономерности наследственности и изменчивости, методы изучения генетики человека.

7

Круглый стол.


Работа в группах. Индивидуальная работа с учащимися.


Лекции, с использованием сообщений учащихся.

 4

 Роль генетики в современном мире.

2

Лекция учителя с элементами самостоятельной работы учащихся.

 5

Изменчивость и методы её изучения.

4

Лекция учителя с элементами беседы и работа в группах.


Резервное время - 3 часа. Оно  может быть использовано для дополнительного изучения интересующих тем, контроля знаний учащихся, дидактических игр.




Список литературы


1.        Аграментова Л.А. О составлении и использовании генетических задач. Биология в школе, №6, 1990. с. 37-38


2.        Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999.


3.        Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство ACT», 2000


4.        Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая гвардия, 1978


5.        Биология для поступающих в ВУЗы. Под ред. В.Н. Ярыгина. М., Высшая школа. 1997.


6.        Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике,М. «Просвещение»,1979.


7.        Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Биология: Общая биология: Учебн. для 10х кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.


8.        Каминская Э.А. Сборник задач по генетике. – М.: Высшая школа, 1977.


9.        Кисилева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. М., Просвещение, 1983.


10.     Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов В.Г., Максимов А.Г. Краткий словарь генетических терминов. – М.: Вузовская книга, 2001.


11.     Муртазин Г.М. Иллюстрированные карточки – задания по генетике. Биология в школе, №1. 1998, с. 48-54.


12.     Нейфах А. Клеточные и генетические основы биотехнологии. – М.: Знание, 1987


13.     Песецкая Л.Н., Гончаренко Г.Г., Острейко Н.Н. Сборник задач по генетике.


14.     Попов Б.Е. За семью замками наследственности. – М.: Агропромиздат, 1991.


15.     Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.


16.     Хелевин Н.В., Лобанов A.M., Колесова О.Ф. Задачник по общей и медицинской генетике. – М.: Высшая школа, 1984.


17.     Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье // «Биология в школе». 2001. № 5.







1. Данный видеосюжет посвящен Дню отца. Его подготовили учащиеся 9 «Д» класса. Смотреть видео "День отца 9д"

2.

3.


shkola-internat4vid © 2024
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Школа-интернат
школа

1895г.--2024г.


Яндекс.Метрика  
Besucherzahler russian ladies
счетчик посещений

При использовании материалов сайта ссылка на  http://shkola-internat4vid.narod.ru  обязательна.

Хостинг от uCoz