А вот про Суздаль, с того момента, как он стал «городом — музеем» было издано множество книг; тема была востребована. Второй директор суздальского музея, Алексей Дмитриевич, издал три книги; следующий директор, Алиса Ивановна Аксенова — две (насколько мне известно). Суздальский краевед и журналист, Юрий Васильевич Белов, издал путеводитель и книгу «Снимается кино» (о киносъемках в Суздале). К тому же, объемные и солидные книги на эту тему выпускались московскими издательствами; Владимиро- Суздальский музей – заповедник также постоянно выпускал буклеты и книги для туристов. Тема выглядела исчерпанной; вроде бы, все уже было сказано.
Где же был выход для меня? Выход нашелся с том, чтобы написать про людей и для людей. Понятно, что после Воронина и Варганова (последней его книги) – писать об архитектурных памятниках Суздаля было просто бессмысленно. Бессмысленно было писать и о создании и жизни музея – (после Алисы Ивановны). Бессмысленно было после Юрия Белова писать про кино в Суздале… А вот люди, населявшие некогда древний Суздаль, мелькали только во второй книге Варганова – и то очень кратко, фрагментарно.
…И то сказать – чтобы писать о людях, надо представлять себе, как они жили здесь, в разные эпохи… а свидетельств, документов осталось не много. О временах разрухи и хаоса (татаро- монгольское разорение, Смутное время, годы военного коммунизма) – нет почти ничего. Поэтому я прошла самым трудоемким и тупым путем – сначала написала историю Суздаля от основания до 70-х годов ХХ века, страниц этак в 600 (для чего пришлось прочитать и проработать множество всякой литературы – от Карамзина до исторических диссертаций и подшивок местных газет). Потом стала «ужимать» этот фолиант до размеров нормального путеводителя ( в три раза меньше). Чем больше интересных человеческих историй – тем интереснее книга в целом; а интересные истории находятся с трудом. Но, на мой взгляд, они стоят того, чтобы их искать.
Как говорил Маяковский, поэзия – та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды.
…Пока я рылась в пыльных газетных подшивках и краеведческих сборниках, наступил кризис; издательство потеряло интерес к моей книге, и отказалось вкладывать в нее деньги. Но я уже набрала инерцию хода, и такая мелочь меня остановить не могла. А, ерунда; издам за свой счет – решила я; надо ж когда- то начинать. Мешало мне другое – долго не находилась «точка сборки», вокруг которой собралось бы все. Отработка маршрутов по городу – это понятно; каждый из них я прошла с записной книжкой и фотоаппаратом не один раз. Но все же чего- то не хватало…
«Точка сборки» (то есть, свой взгляд на происходившие ранее события) – нашлась за полгода до конца работы, когда в краеведческом отделе библиотеки мне попалась книга суздальского старожила и краеведа Владимира Снегирева. Книга называлась .... Читать полностью
Источник: http://shkola-internat4vid.narod.ru/index/istoricheskie_progulki_po_staromu_gorodu/0-130 |